Регулятор давления воды серии РКМ―01 стал первой отечественной разработкой мембранного типа, поддерживающим напор воды на требуемом значении по схеме «после себя». Значимость события связана с реализацией Постановления Правительства, запрещающего закупки для государственных и муниципальных учреждений товаров, произведённых вне ЕАЭС.
Обозначение РКМ―01
Буквенная аббревиатура РКМ обозначает конструктивное исполнение регулятора: редукционный клапан мембранный, 01 ― тип модели с регулировкой давления на выходе. Между приведёнными обозначениями через дефис прописываются цифры:
- •на второй позиции указывается комплектность прилагаемого оборудования: вентили, манометры, импульсные трубки, фитинги;
- •на третьей ― материал корпуса.
В техническом паспорте на изделие информация наглядно и доступно представлена в виде таблицы.
После типа модели прописывается условный диаметр (в мм) фланца, сопоставимого с сечением трубопровода: Ду50, Ду80 или Ду100.
Конструкция клапана
В конструкции клапана пять основных деталей:
- •корпус. Изготавливается из литого либо высокопрочного чугуна. Для монтажа в водопровод по торцам выполнены фланцевые отливы;
- •крышка камеры управления. Имеет разъёмное соединение с корпусом для размещения внутри механизма, перекрывающего проток, если параметры напора воды выйдут за установленные значения;
- •мембрана. Состоит из натуральной или армированной резины. Края зажимаются по плоскости сопряжения корпуса и крышки камеры управления. В зависимости от составляющей нагрузки, действующей на поверхность диафрагмы с той и другой стороны, происходит её отклонение. В одном крайнем положении она перекрывает проток, в другом полностью открывает;
- •пружина. Устанавливается между крышкой и мембраной. Упругость регулируется с помощью прокладочных шайб до значения, сопоставимого рабочему давлению в системе. В этом случае диафрагма не подвержена внешней нагрузке и не мешает свободному протоку воды;
- •пилотный регулятор. Крепится на крышку камеры управления. Через импульсные трубки соответствующего диаметра и штуцер сообщается с полостями на входе ― выходе клапана и над мембраной. Представляет собой многоходовой гидравлический кран. Перепуская воду над диафрагмой, меняет соотношение действующих на неё сил.
Принцип действия РКМ―01
Жёсткость пружины пилотного регулятора отрегулирована на удержание многоходового клапана в определённом положении, когда давление в системе соответствует норме. В этом состоянии пространство над мембраной сообщено лишь с выходом из РКМ. В случае возрастания давления на входе, на седло крана начинает действовать дополнительная составляющая напора. Этого хватает, чтобы преодолеть противодействие пружины и открыть канал поступления воды с высоким давлением к диафрагме. Та опускается и перекрывает проток, не допуская повышения давления в магистрали «после себя».
Последующее снижение напора в системе перед регулятором вызывает обратное смещение штока, при котором излишнее давление стравливается в дренаж. Конструкция автоматически принимает положение, соответствующее расчётному давлению в коммуникациях.
Важно: РКМ―01 не нуждается во внешнем источнике энергии, а количество подвижных элементов сведено до одной резиновой диафрагмы, что, наряду с эффективностью, делает работу регулятора надёжной на протяжении длительного времени.